Василий Иванов-Ордынский
Поясное изображение Христа Пантократора, благословляющего правой рукой и с закрытым Евангелием в левой, — один из наиболее распространенных образов в византийской и поствизантийской иконописи. Расположение гвоздевых отверстий показывает, что на иконе был венец и что благословляющая десница Христа была покрыта металлом. Подобная традиция была широко распространена в Греции и на Балканах, особенно при украшении почитаемых и чудотворных икон. Очевидно, «Пантократор» был одним из таких моленных образов или в иконостасе у царских врат, или отдельно как поклонный образ.
В иконе переплелись влияния различных живописных центров. Художественный строй образа основан на греческой традиции, но четкая выписанность форм, многократный контур близко поставленных миндалевидных глаз, коричневый абрис тонкого удлиненного носа с широкими крыльями, свидетельствуют о балканском происхождении мастера, который мог быть как славянином, впитавшим греческую культуру, так и греком, постоянно жившим в славянской среде. В живописи использовано очень много золота: ассист практически сплошь покрывает хитон и гиматий Христа, золотом обозначена кайма оплечья и клав. Золотой фон декорирован крупным растительным орнаментом, выполненным резьбой по левкасу. На нимбе — также мелкий витиеватый орнамент. Такое обильное золочение не свойственно греческим мастерам. Аналогом образу может быть назван «Христос Пантократор» XVII в. из музея монастыря Выратек (Румыния).