"За жен и возлюбленных. И чтоб они не встречались."
Василий Иванов-Ордынский
Поясное изображение Христа Пантократора, благословляющего правой рукой и с закрытым Евангелием в левой, — один из наиболее распространенных образов в византийской и поствизантийской иконописи. Расположение гвоздевых отверстий показывает, что на иконе был венец и что благословляющая десница Христа была покрыта металлом. Подобная традиция была широко распространена в Греции и на Балканах, особенно при украшении почитаемых и чудотворных икон. Очевидно, «Пантократор» был одним из таких моленных образов или в иконостасе у царских врат, или отдельно как поклонный образ.
В иконе переплелись влияния различных живописных центров. Художественный строй образа основан на греческой традиции, но четкая выписанность форм, многократный контур близко поставленных миндалевидных глаз, коричневый абрис тонкого удлиненного носа с широкими крыльями, свидетельствуют о балканском происхождении мастера, который мог быть как славянином, впитавшим греческую культуру, так и греком, постоянно жившим в славянской среде. В живописи использовано очень много золота: ассист практически сплошь покрывает хитон и гиматий Христа, золотом обозначена кайма оплечья и клав. Золотой фон декорирован крупным растительным орнаментом, выполненным резьбой по левкасу. На нимбе — также мелкий витиеватый орнамент. Такое обильное золочение не свойственно греческим мастерам. Аналогом образу может быть назван «Христос Пантократор» XVII в. из музея монастыря Выратек (Румыния).
Поясное изображение Христа Пантократора, благословляющего правой рукой и с закрытым Евангелием в левой, — один из наиболее распространенных образов в византийской и поствизантийской иконописи. Расположение гвоздевых отверстий показывает, что на иконе был венец и что благословляющая десница Христа была покрыта металлом. Подобная традиция была широко распространена в Греции и на Балканах, особенно при украшении почитаемых и чудотворных икон. Очевидно, «Пантократор» был одним из таких моленных образов или в иконостасе у царских врат, или отдельно как поклонный образ.
В иконе переплелись влияния различных живописных центров. Художественный строй образа основан на греческой традиции, но четкая выписанность форм, многократный контур близко поставленных миндалевидных глаз, коричневый абрис тонкого удлиненного носа с широкими крыльями, свидетельствуют о балканском происхождении мастера, который мог быть как славянином, впитавшим греческую культуру, так и греком, постоянно жившим в славянской среде. В живописи использовано очень много золота: ассист практически сплошь покрывает хитон и гиматий Христа, золотом обозначена кайма оплечья и клав. Золотой фон декорирован крупным растительным орнаментом, выполненным резьбой по левкасу. На нимбе — также мелкий витиеватый орнамент. Такое обильное золочение не свойственно греческим мастерам. Аналогом образу может быть назван «Христос Пантократор» XVII в. из музея монастыря Выратек (Румыния).